giovinco (giovinco) wrote,
giovinco
giovinco

Category:

Кавказская государственность

У Ирины Бабич (ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук) есть работа «Теория построения государства на Северном Кавказе. Северокавказская эмигрантская мысль 1920-1930 гг. в Европе», в которой она описывает какие настроения были у кавказских эмигрантов того времени, какие мнения о судьбе Кавказа, его прошлом и будущем господствовали.
Отправной точкой взят 1917 год, революция и Гражданская война, которые привели к мощной русской эмиграции в страны Европы вообще и во Францию в частности. В 1990 - 2000-е гг. вышло множество работ на тему жизни русских в Европе в 1920 - 1930-е гг. Тем не менее, - пишет Бабич, -  помимо русских в Европе оказались и кавказские народы, не согласившиеся мириться с большевистской властью на Кавказе. Кавказцы создали в эмиграции значительное число политических и общественных партий, создали свою теорию государственности: то, как они видели развитие общества, если бы им удалось ликвидировать советскую власть на Кавказе.
Статья интересная сама по себе и нашпигована большим количеством отсылок к историческим документам (Бабич, при подготовке статьи, работала в архивах и библиотеках Франции) и цитатами из них.
Разброс мнений был большой, и в основном главными спорными вопросами были: возможна ли кавказская солидарность и государственность, и что принесла с собой Россия – пользу или вред для Кавказа.
Ниже я приведу некоторые из высказываний известных тогда кавказских эмигрантов. Полный текст можно найти в базе системы Консультант Плюс.
Осетин Барасби Байтуган, бывший полковник Терского казачьего войска, ставший в эмиграции известным сторонником независимости Кавказа от России и Советского Союза: «каждый горец должен быть националистом. Наша страна только тогда получит возможность нормального развития, если мы достигнем Независимости. Но наша Независимость немыслима без Независимости Кавказа в целом. Гарантией же Независимости Кавказа является только Конфедерация Республик Кавказа».
Осетин Михаил Абациев, офицер Осетинского полкового дивизиона. Первую мировую войну провел в действующей армии, в эмиграции он оказался вначале в Праге, где решил получить второе образование, окончив русский юридический факультет, а после 1925 г. переехал на жительство во Францию: "...пути к независимости нет объективно. Добиваться ее для кавказских народов во что бы то ни стало - это значит обрекать их на самоуничтожение. Независимость, если она и могла осуществиться, - только на основе солидарности. Но солидарности на Кавказе тоже нет. Нужно не фантазировать, а исходить из реальной действительности. Кавказ может жить мирно и спокойно только в составе России. Какая бы она и была, от революции что-то останется, и останется в нашу пользу".
 Он считал, что до владычества России на Кавказе кавказские народы были объектом соперничества нескольких империй - Османской, Персидской и др. Поэтому победа России в этой борьбе и освоение края принесли Кавказу "бесспорную пользу". Он подчеркивал, что только с приходом российской власти в регионе "начался процесс внутреннего объединения, о чем прежде немыслимо было думать. Стерлись внутренние границы. Религиозные, расовые, династические и территориальные притязания, отойдя в чужую юрисдикцию, раскрепостили отношения кавказских народов между собой. Если можно говорить о "кавказской солидарности", то только в эту эпоху. Она рождалась естественно независимо от русской администрации. Но успеху ее способствовала принадлежность к русскому миру: школы, язык, пути сообщения, широкое взаимное общение. Кавказские национальные движения развивались на почве русского воспитания и языка".
Грузин Р. Габашвили: "В те времена, когда просвещенные грузины, а равно и армяне переводили на свои языки Евангелие и др. богословские труды, то русской государственности не было и в помине". Он "наглядно доказал на основании непреложных исторических данных старшинство кавказской культуры по сравнению с культурой русской и, напротив, пагубность влияния и владычества России для всех без различия кавказских народов".
Кабардинец Владимир Николаевич (Эльбуздук Канаметович) Кудашев: «Непосредственные цели так называемого белого движения - сокрушение большевизма - были совершенно извращены его вождями». «Мы добровольно участвовали в российских войнах, жертвуя жизнью». «Мы со своей стороны были верны государственному единению с Россией, но что нам дала русская власть? Кавказ находится под владычеством России 75 лет". Ничего не дала!» - заключал В.Н. Кудашев. «1) народное просвещение было в полном запустении; 2) пути сообщения в первобытном состоянии; 3) торговля и промышленность почти не развивалась, даже добыча нефти и то главным образом была в руках иностранцев».
Крупный северокавказский деятель, осетин Тамбий Елекхоти (1889 - 1952 гг.), окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, стал другом Максима Горького, офицером Ингушского полка Дикой дивизии. В эмиграции жил в Чехии и Франции, став членом пражской организации Народной партии вольных горцев Кавказа.
Т. Елекхоти подчеркивал, что народам Северного Кавказа присущ национальный сепаратизм, чувство кавказской идентичности. Он писал, что "сепаратизм будет жить на Кавказе до тех пор, пока во всем мире будет жить идея о равенстве всех народов больших и малых". Народы Кавказа, по мнению Т. Елекхоти, способны "к собственному государственному творчеству во имя высших государственных идей".
М. Тростянский, редактор журнала "За Независимость", подчеркивал, что "русская интеллигенция причинила народностям, аннексированным Россией, больший вред, чем Меньшиков - опустошитель Украины, Ермолов - покоритель Кавказа и Муравьев - усмиритель Польши, вместе взятые, и что она способствовала моральному уничтожению этих народов больше, чем все осадные положения и исключительные законы самых реакционных царских правительств. Правда, она сама не резала и не вешала, но она создала вокруг покоренных Россией народов такой заговор молчания и с таким усердием поддерживала сказки, создаваемые на их счет казенными российскими историками и исследователями, что фактически плаха и виселица являлись едва ли не более гуманными орудиями распространения русской культуры... Да, она сама не резала и не вешала, но она воспевала вешателей и усмирителей, если те производили вышеуказанные операции над шеями инородцев во имя расширения границ Империи Романовых".
Г. Баммат: «Горцы, в частности Чечня и Дагестан, никогда не забудут, что окончательное единство Кавказа стало практически возможным для России только тогда, когда она утвердилась в Закавказье и Грузия стала плацдармом для ее наступательных операций... Горцы Кавказа не могут допустить никакой недоговоренности, никаких экивоков в этом жизненном для них вопросе и требуют от закавказской политической мысли совершенно ясной и законченной кавказской идеологии, от закавказских политических организаций - частной и последовательной кавказской политики...».
Грузин Михаил Мусхелишвили, в 1934 г. в журнале "Кавказ" под названием "Условия существования кавказского объединения" писал, что для создания кавказского объединения в настоящее время отсутствует "кавказский дух", который нужно специально формировать. Пока в реальной жизни нет "кавказской идентичности", поэтому автор подчеркивает, что "далеко еще то время, когда кавказская национальность сделается живой реальностью. Для настоящего момента это отдаленный идеал, умозрительная цель в будущем. Сейчас нужно довольствоваться меньшим, а именно - требованием осознания всеми заинтересованными необходимости объединения и известной широты кругозора, которая позволит пожертвовать эгоистическими интересами отдельных частей в высших интересах общего целого».
Профессор М. Церетели, эмигрант из Берлина, подчеркивал на страницах журнала "Кавказ", что "необходимость построить политическую жизнь Кавказа на началах кавказской конфедерации, включающей все наши народы, продиктована всем нашим прошлым, всей его историей".

Подводить итоги и делать выводы под постом, говорить о том, что ничего не изменилось и мнения сейчас в принципе те же самые, было бы неправильно. Думаю, каждый найдет что-то своё в каждом из высказанных когда-то мнениях.

   
Tags: Кавказ, Родина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments