?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть такие фильмы, которые откладываются на подкорочке головного мозга, фразы из которого и видеоряд вытутаированы на сердце, а мораль такая сильная и непробиваемая что начинаешь сожалеть за то что есть люди которые не прониклись, не видели, не могут оценить, примерить, впрыснуть в кровь толику сомнения, сомнения в том что общество наше старается проломать все что выбивается из общего ряда. Красоту и верность, например. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Это аксиома. Но и общество порой такое, что лучше держать от него подальше по возможности. Фильм Джузеппе Торнаторе «Малена» как раз об этом. О любви, унижении которая подвергается одинокая красивая женщина, ее борьбе с окружающими товарками, соседками, пираньями с рынка, и мужчин, нарочито пустыми и никчемными. Эта роль катапультировала Монику Белуччи в ряды самых красивых и желанных женщин в мире. Сделала ее супер звездой. Некоторые даже поговаривают что это именно «ее» роль, роль для которой она была рождена.  

Знаете, если такой мем в дагестанском сегменте сети… мол если бы Белуччи баллотировалась бы на пост президента Дагестана то выиграла бы в первом туре с космическим отрывом. И правда, - бешенная популярность в Дагестане. Подписка нашего брата на фейсбук Белуччи просто зашкаливает.

Дагестан это конечно не Италия. Но очень похоже по своему менталитету. Мне иногда кажется что Дагестан мог бы быть частичкой этой славной страны, в чем-то на нее похож. Будь у нас люди чуть более образованными, люби они жизнь чуточку сильнее, будь они расслабленней нежели чем сейчас. Жизнь для дагестанца, такое ощущение, постоянное ожидание мегафонного окрика на вышке, вендетта, заговор и наговор, вера в себя, вера в справедливость ее приливов и отливов. Итальянцы не такие – они расслаблены и стараются получать от жизни кайф. Однако схожестей очень много. В поведении, темпераменте, социальном расслоении и обществе. Смотря фильм, не покидает ощущение, что это фильм про нас, дагестанцев, только сняли его в Италии, на Сицилии.

Действие фильма разворачивается в Италии времен второй мировой войны. Малена – красавица, муж которой ушел на войну и не вернулся, пропал без вести. Путь Малены от своего дома до работы провожает глазами весь город, мужчины (восхищенный шепот сочно скворчит на медленном огне обожания) и женщины («я знаю таких, как она! Шлюха!»). Малена как красная тряпка для обеих гендерных групп. Первые восхищаются ею, преклоняются, ухаживают за ней, не дают прохода, стремятся затащить ее к себе в постель. Вторые тихо, а порой и открыто ненавидят. «Люди готовы простить тебе все, кроме твоей красоты». Все это до боли напоминает Дагестан, где местные товарки, готовы записать в шлюхи и проститутки любую женщину которая выглядит лучше них, знает это и не боится это показать. Мужчины, тоже – практически точечное попадание. Босоногое махачкалинское детство, откуда-то оттуда, из 90-ых, сразу выдает модную в то время поговорку «На словах ты Лев Толстой, на деле йух простой».

На фоне повышенного внимания к Малене, сплетен, наговоров и штампов которые липнут к красивой женщине, на фоне страданий Малены, «смерти» мужа и болезни отца, разворачивается история юного Ренато (кстати, актеру его сыгравшему, Джузеппе Сульфаро, на тот момент уже исполнилось 16 лет), пацанчика который проходит ту самую стадию пубертатного периода, когда и первые любови, и попытки заговорить с понравившейся «дамой» и многого чего другого. Объектом любви вьюноши становится прекрасная Малена, правда об этом она не подозревает. Любовь, гормоны и толкает Ренато на подростковый вуйаризм – он буквально следует за ней по пятам, следит за ней, наблюдает за ней, ворует ее белье, и застуканный с ним своим отцом получает некислых люлей перед всей семьей. Ренато, тайный поклонник, становится свидетелем настоящей драмы жизни Малены, которая проходит путь от женщины ждущей мужа с войны до необходимости стать проституткой, всеобщего презрения (это оно, общество «правильных» людей довело ее, как доводит многих других здесь и сейчас,. возможно кого-то из ваших знакомых), фактического изгнания после её показательного избиения женщинами на площади.  

История Ренато очень правдоподобна. Думаю, большинство мужчин вспомнят такой период своего «мужания», когда уже очень многое хочешь, но еще ничего не можешь. Когда абсолютно не в состоянии подойти к объекту своего обожания, и от этого страсть накипает, как в закупоренной бутылке. Сколько своих несостоявшихся «первых любовей» вы упустили, прежде чем в первый раз решились подойти и заговорить? Тема вечная и серьезная. Тем неожиданнее и смешнее выглядят разбросанные тут и там первосортные гэги — что сцены в спальне Ренато, что убойные реплики его папаши… «Ты ослепнешь, если будешь продолжать это делать!» кричит отец Ренато намекая на мастурбацию своему сыну, и тут же сознание Ренато выдает проекцию, фантазию в которой он уже слепой.

Режиссер Торнаторе, который снимал «Малену» по одноименному рассказу своего отца Лучано Винцензоли, блестяще даёт вкрапления юмора, который бьет на убой. Это и драма одновременно и трагикомедия. Ну разве вы вспомните свои юношеские страхи, поры и терзания без улыбки на лице?

Малена, есть, была у каждого подростка. Своя Малена, в той или иной степени была у каждого. И каждый проходил стадию взросления. В фильме, это показано очень четко. Прямое попадание.
Где-то фильм может служить примером для воспитания мальчика, показывает родителям, что творить в юной влюбленной душе, если вдруг они это забыли. Взаимосвязь отец-сын здесь показана очень хорошо.

Кому-то фильм покажется излишне откровенным: сцены где Ренато фантазирует о сексе с Маленой, поход отца и сына в публичный дом – «парень созрел, ему нужно выпустить пар» до собственно подглядываний, разговоров о сексе и нарочитой сексуальности Малены (Моники Белуччи).

С другой стороны, нужно помнить, что секс не грязен, пока мы его пачкаем. Да и история рассказана максимально правдиво и гротескно. В кадре та самая Италия, о которой все так восторженно говорят, которую мы так любим. И главное, главное что в кадре жизнь, примеры человеческой подлости и мужества.

«Мне было двенадцать с половиной, когда я впервые увидел её. И, хотя, став старше, я утратил ясность памяти, эту встречу я помню совершенно отчётливо. В тот день Муссолини объявил войну Великобритании и Франции, а мне купили мой первый велосипед».

« Прошло время, я любил многих женщин, и когда мы были близки, они спрашивали: буду ли я помнить их? И я говорил: да, я буду помнить вас. Но единственная, кого я никогда не забуду — та, которая никогда не спрашивала — Малена».

«Я позабочусь о Вас, сеньора Малена. Дайте мне только вырасти»

s_thumbs_1603980991_a20f07b788d6d61fae3d4a14d3708123

glv7f

mv5419_1306201000403236

текст написан для журнала "Passport"

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
madam_pulen
Sep. 26th, 2013 02:32 pm (UTC)
Отличная рецензия!
Фильм и правда запоминающийся.
А уж Моника в нем божественная!
giovinco
Sep. 26th, 2013 02:36 pm (UTC)
спасибо) Белуччи там просто богиня)
cari_na1977
Sep. 26th, 2013 03:42 pm (UTC)
супер.просто идеально все разложил..
есть еще один фильм с ее участием,не могу вспомнить название,который просто ошарашил меня..
обожаю ее)
giovinco
Sep. 27th, 2013 08:03 am (UTC)
спасибо) ты вероятно имеешь ввиду "необратимость")
femme_non_grata
Sep. 27th, 2013 09:26 am (UTC)
Вот как в фильме..как точно,что общество ломает..тот случай когда один не воин
immersionem_in
Oct. 3rd, 2013 10:10 am (UTC)
Фильмы Джузеппе Торнаторе такие разные, но все они глубокие, задевающие какие-то эмоциональные ниточки внутри. Тоже люблю "Малену", фильм на все времена.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

кибальчиш
giovinco
giovinco

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner