giovinco (giovinco) wrote,
giovinco
giovinco

Categories:

Махачкала в тисках

Махачкала – город с населением под 700-750 тысяч человек. Вся эта огромная масса людей, а ведь если по существу, то людей в городе проживает намного больше, чем указывают нам последние данные по переписи населения, должна где-то работать, решать свои проблемы, двигаться, в конце-концов, в переделах города. Для этого нужно чтобы кровеносная система не была забита тромбами в виде пробок, сложной архитектуры города и застройки без соблюдений требований генплана. К сожалению, сложившаяся структура города сегодня давно перестала соответствовать степени активности автомобильного движения. Это проблема есть, и она будет усугубляться.

Зажатая между морем и горами Махачкала растянулась вширь, исторически город лишен широких проспектов. Существующие сквозные магистрали – слишком протяжённые и не вмещают весь поток транспорта, а сопутствующие магистралям улицы (то есть обслуживающие их) либо сужены уплотнительными застройками, либо просто не обладают той пропускной способностью, которая необходима для всё увеличивающегося транспортного потока (интенсивность движения на основных улицах г. Махачкалы достигает 10-15 тысяч автомобилей в сутки). Представитель УГИБДД РД Гусейн Магомедов, отметил в разговоре с корреспондентом «НД», что на сегодняшний день на учете в г. Махачкала стоит около 112 тысяч ТС (транспортных средств). «В это число входят не только жители Махачкалы. Уже как 2 года регистрация ТС разрешена не только по месту прописки. Этим у нас активно пользуются» - отметил он. При этом это количество постоянно увеличивается – динамика налицо. Это подтверждает и Магомедов. А теперь добавьте огромное количество машин из других городов и районов нашей республики, которые по той или иной нужде посещают столицу. А нужд этих, поверьте, много: торговля, учёба (более 50 учебных заведений), больницы. И это не считая других повседневных миграционных процессов.

Допустим, что в городе прожимает 750 тысяч человек. С учетом зарегистрированных авто в столице у нас получается (750 000 : 112 000 = 6,69) что на один автомобиль приходится 6, 69 горожан. При этом тот же транспортный налог Махачкала в должной мере не получает. Да и по республике та же ситуация. Всего по РД на учете 533 тысячи транспортных средств, а налоговая база есть почему-то только по 260 тысячам ТС. Об этом говорилось на совещании в министерстве экономики РД от 29 июля 2013 года. На том же совещании министр экономики РД Раюдин Юсуфов заявил, что министерство экономики РД внесло на рассмотрение проект закона об увеличении ставки транспортного налога с 1 января 2014 года в 4-5 раз».

Пан или пропал

Транспортная проблема насущна, давно назрела и теперь ее нужно решать ВРИО мэра Махачкалы Муртазали Рабаданову и его заместителю Ширухану Гаджимурадову, экс министру транспорта РД. С учетом опыта Гаджимурадова в этом направлении, город, по идее, получил очень перспективного работника, который знает, как решить проблему, не может не знать. Ведь одно – транспорт всей республики, а другое – транспорт столицы. Проблема не меньше, но гораздо локальней. Раз справлялся на должности министра, то и Махачкала, в принципе, не должна стать комком в горле. Мы на это, по крайней мере, надеемся.

Проблем на самом деле не мало. Например, нужно решить проблему муниципального (общественного транспорта). То есть проанализировать деятельность МУП «Махачкалатранс» и МУП «Махачкалатранс-1», которые фактически обеспечивают общественный транспорт жителям Махачкалы (если таковым можно назвать засилье маршруток на дорогах Махачкалы). Деятельность этих организаций частенько подвергались критике (не обошлось и без криминала – в 2008 году директор МУП «Махачкалатранс» Магомед Исмаилов был убит).

Второе, это решение проблемы уплотнительной застройки. Напомним, что застройка по разработанному профессионалами плану официально стала осуществляться только в 2003 году. В 1998 году глава города заказал разработку генплана Махачкалы московскому предприятию «Экоград» института «Гипробор», который был утверждён в 2003 году и в соответствии с которым развивается транспортная сеть города.

В-третьих, решить проблему оптимизации дорожного движения в Махачкале и разгрузки основных магистралей и улиц. Здесь тоже есть над чем работать. К примеру,

существенно облегчил бы ситуацию на дорогах вынос за пределы города крупных рынков, из-за наличия которых пропускная способность дорог резко уменьшается. В частности, имеются ввиду «Второго рынок» (в районе ЦУМа), рынки на ул. Ирчи Казака и на проспекте Акушинского, в районе Северной автостанции, Цумадинского и «Восточного» рынков. Известно, что любой рынок должен обеспечить стоянку для своего транспорта, а также транспорта тех людей, которые посещают рынок. Однако в Махачкале эта норма игнорируется.

Кроме того, в столице много тупиковых (в прямом и переносном смысле) улиц. К примеру, улицы Котрова и Ленина упираются в площадь им. Ленина, на которой запрещена всякая дорожная активность. Помимо этого, «стоят» многие сопутствующие улицы, которые обслуживают центральные магистрали. Такая история наблюдается с маршрутами, параллельными проспекту Шамиля. Они не загружены в необходимом объёме. То же самое происходит с поперечными улицами, которые соединяют приморские и предгорные районы Махачкалы. Поэтому вся нагрузка в этой части ложится на проспекты Ярагского и Гамидова (последний, кстати, имеет проблемы с сообщающимися улицами). Что интересно, проблема внутригородского сообщения не отрицается ни республиканскими, ни городскими властями. К примеру, об этом говориться в законе РД № 47 от 20 июля 2011 года «Об утверждении РЦП «Обеспечение реализации городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан»» и в решении Махачкалинского городского собрания от 20 июля №27-6 «Об утверждении программы реконструкции, ремонта, строительства, содержания улично-дорожной сети г. Махачкалы на период 2010-2015 гг.».

Не стоит забывать и о том, что такое огромное количество автомобилей это еще и увеличение ДТП, смертей на дорогах и проблем с экологией. Так, в 2008 году г. Махачкала был включен в список приоритетных городов страны с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Результаты наблюдений за качеством воздуха в городе Махачкале показывают, что и в 2009 году эта оценка сохранялась. Основной вклад в загрязнение вносят выбросы газов от автотранспорта (22,4-25 тыс. тонн в год). Кроме того, средняя концентрация пыли на автомагистралях города в зоне жилой застройки составила 3,3 ПДК. Наибольшая запыленность воздуха наблюдалась в районе пр. Шамиля, где максимальная разовая концентрация достигала 9,6 ПДК. Как показывают обследования, в атмосферном воздухе превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, например, на перекрестке улиц Ярагского и Шамиля содержание двуокиси азота и двуокиси углерода в 1,5 раза и 2,8 раза соответственно. С годами, а также с учетом ростом количества ТС в городе эта проблема только усугубилась. Об этом часто говорит и руководитель Управления Роспотребнадзора по РД Элеонора Омариева.

Выгодно и полезно

Все эти проблемы не решались годами и, следовательно, консервировались. Решать их нужно будет в авральном режиме, наскоком, без раскачки, а значит у действующего руководства г. Махачкалы должен быть какой-то перечень мер, направленных на решение транспортной проблемы столицы. Очевидно, что уплотнительная застройка – самая главная из бед, остальные беды производные от нее. Но вот как-раз с ней, уплотнительной застройкой, и нарушением генплана застройки города буде сложнее всего. ВРИО президента РД Рамазан Абдулатипов уже поручил заморозить все стройки в черте города (другое дело выполняется ли это поручение). Понятно, что вариант с ковровой бомбардировкой города дабы очистить город и выстроить его заново отпадает. Значит, проблему нужно решать иначе. Например, за счет формирования новой концепции территориального планирования г. Махачкалы. Которая, к слову, включала бы очистку Махачкалы от промышленных предприятий в черте города (которые зачастую просто занимают место, а не работают) и продажи муниципальной земли с аукционов. Это, кроме прочего позволит пополнить местный бюджет. Что с учетом высокой стоимости земли в г. Махачкала очень выгодное и полезное дело.

Tags: Дагестан, Журналистика, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment